Материал из РУВИКИ — свободной энциклопедии

Критика РУВИКИ

Кри́тика РУВИ́КИ — информация об ограничении свободы слова в российской интернет-энциклопедии РУВИКИ, распространяемая отдельными СМИ и интернет-ресурсами, заблокированными по требованию Генпрокуратуры РФ (в связи с публикацией недостоверной информации, призывами к массовым беспорядкам и экстремизму)[1]. Свобода слова и запрет цензуры гарантированы Конституцией РФ (статья 29, пункт 5)[2].

Критерии взвешенности

Под цензурой критиками подразумеваются существующие в РУВИКИ критерии взвешенности. Они предъявляются ко всем без исключения статьям электронной энциклопедии, в соответствии с ними излагаемая информация должна быть:

  • объективной, а не оценочной;
  • значимой (тема является значимой, если подробно освещается в независимых авторитетных источниках, значимость не должна исчезать со временем);
  • подкреплённой ссылками на авторитетные источники и СМИ, которые не нарушают законодательства РФ.

Помимо этого, в статьях, согласно законодательству РФ, не должна содержаться информация:

  • экстремистская (разжигающая социальную, национальную, религиозную, расовую рознь);
  • порнографического характера;
  • об изготовлении или получении наркотиков, психотропных веществ, а также прекурсоров;
  • о способах совершения самоубийства;
  • пропагандирующая ЛГБТ-отношения;
  • дискредитирующая действия ВС РФ.

Примеры критики

РУВИКИ и роман Джорджа Оруэлла «1984»

Критика:

В марте 2024 года интернет-издание The Insider, внесённое в список СМИ-иноагентов и признанное нежелательной организацией в России, процитировало графического дизайнера Константина Коновалова, который обвинил РУВИКИ в том, что была сокращена статья о романе Джорджа Оруэлла «1984». Из неё, как утверждалось, были удалены разделы, посвящённые «Министерству правды», а также сравнению художественного мира произведения с реалиями СССР и политикой Сталина.

Факт:

В статье РУВИКИ о романе Джорджа Оруэлла «1984» содержится информация о сравнении художественного мира с политикой Иосифа Сталина в разделе «Прообразы» в пятом абзаце, а также о Министерстве правды в разделе «Двоемыслие» в четвертом абзаце. Изменения порядка изложения материала связано с правилами оформления ресурса, а его содержание соответствует исходной статье.

РУВИКИ и права человека

Критика:

В апреле 2024 года Telegram-канал внесённого в список иноагентов интернет-издания «Вот так» сообщил, что в РУВИКИ сократили по политическим мотивам статью «Права человека в России»[3].

Факт:

В соответствии с критериями взвешенности из статьи были удалены оценочные суждения о качестве правозащитных организаций в РФ, уровне семейного насилия и состоянии российских средств массовой информации. Данные утверждения подкреплялись ссылками исключительно на организации и СМИ, лишённые регистрации за нарушения законодательства[4].

Пример:

Удалённые утверждения Причина
  1. «Домашнее насилие оставалось широко распространённым…»
  2. «Эффективность национальных правозащитных институтов в России (органов прокуратуры, уполномоченных по правам человека) остаётся низкой — по состоянию на 2010-е годы восстановления прав заявителей этим структурам удаётся добиться не более, чем в 6 — 12 % случаев». Данное утверждение не было подкреплено ссылками на какие-либо источники.
  3. «...свобода слова ограничена антиэкстремистским законодательством...». Данное утверждение не было подкреплено ссылками на какие-либо источники.
  4. «Трудовые права в России хронически нарушаются. Особенно тяжёлая ситуация складывается в сфере трудовой занятости осуждённых...По данным ФСИН, работает около 30% осуждённых к лишению свободы».
  1. В 2019 году, когда было опубликовано исследование организации Human Rights Watch, уровень домашнего насилия, наоборот, снижался. По данным МВД России, в 2018 году зарегистрирована 21 тыс. подобных преступлений, в 2019 — 15 тыс.[5].
  2. В конце 2010-х годов, по данным СМИ и Генеральной прокуратуры РФ, общее число поданных в суды исков о восстановлении прав граждан значительно выросло. К примеру, в 2019 году при поддержке ГП было подано 805 562 иска на общую сумму в 29,6 миллиардов рублей[6].
  3. В октябре 2021 года Верховный суд РФ разъяснил, что приговоры по статьям УК, предусматривающим наказание за те или иные экстремистские преступления, выносятся за призывы к экстремистским действиям, а не за «высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах»[7].
  4. Данная информация являлась устаревшей - за 2014 год. В августе 2023 года Федеральная служба исполнения наказаний сообщила изданию «Ведомости»: «Проблем с трудоустройством осуждённых к принудительным работам не возникает. Труд осуждённых к принудительным работам пользуется огромным спросом среди работодателей - по итогам 2022 г. охват трудом таких осуждённых составил 99%».

РУВИКИ и теракт в Крокус сити холл

Критика:

Энциклопедия не следует основополагающему принципу объективного и всестороннего изложения фактов в статье, посвящённой теракту в «Крокус Сити Холле»[3]. По мнению интернет-издания «Вот так», при написании материала следовало подвергнуть сомнению сведения от ФСБ и СК РФ о связях террористов со спецслужбами Украины, как это сделали, например, авторы аналогичной статьи в «Википедии», где продвигается лишь версия об организаторах из ИГИЛ[8].

Факт

Исключение предположения российских властей о связи террористов со спецслужбами Украины, которые цитировались всеми российскими СМИ, являлось бы осознанным ограничением свободы слова, лишающим читателей доступа к полной информации о случившемся[9]. Аналогичные упрёки были высказаны и в отношении статьи об убийстве военкора Владлена Татарского: по мнению авторов издания, доказанную в ходе процесса связь Д. Треповой с кураторами из ВСУ не следовало упоминать[10].

Пример

Источник: Википедия в статье о теракте в «Крокус Сити Холле»[8] Источник: ФСБ, МИД РФ
«…версия Путина об „окне“ на украинской границе не выдерживает критики…»

«…в кругах российских властей к версии причастности Украины отнеслись скептически…»

Сведения о том, что для подозреваемых готовились так называемые «окна» для перехода украинской границы, были получены от них же самих[11].

Официальный представитель МИДа Мария Захарова в ответ перечислила, кто входит в «круг» Президента РФ (С.Шойгу, А.Бортников, И.Краснов), чтобы подчеркнуть сомнительность подобного утверждения[12].

РУВИКИ и Пригожин

Критика

В апреле 2024 года издание «Новая газета. Европа», чья деятельность признана в России нежелательной, опубликовало заметку под названием «Редактура по линии партии». В ней утверждалось, что из статьи РУВИКИ про Евгения Пригожина была удалена информация о заключении контрактов с осуждёнными, пожелавшими отправиться в зону СВО.

Факт

Сведения о контрактной системе с заключёнными подробно изложены в разделе Украина (2022) в статье ЧВК «Вагнер», поскольку документы для отправки в зону СВО подписывались осуждёнными не с Пригожиным лично, а с частной военной компанией, которую он возглавлял.

РУВИКИ и Кукурузная посадка

Критика

В заметке «Редактура по линии партии» издания «Новая газета. Европа», чья деятельность признана в России нежелательной, сообщалось о сокращении статьи РУВИКИ, посвящённой аварийной посадке самолёта A321 на кукурузном поле в августе 2019 года. По утверждению автора, цензуре подвергся раздел «Мнения и оценки», где сообщалось о якобы безграмотных действиях пилотов.

Факт

В преамбуле статьи имеется информация со ссылкой на расследование Межгосударственного авиационного комитета о неуравновешенном психоэмоциональном состоянии пилотов, ряде ошибок в принятых решениях, признаках хаотичности и спутанности действий. Между тем, мнение частных лиц, к примеру, Александра Гарнаева, на которого ссылалась «Новая газета», а также итоги других журналистских расследований («Медузы», «РИА») были удалены в соответствии с критериями взвешенности, поскольку энциклопедия РУВИКИ опирается исключительно на факты, а не предположения.

РУВИКИ и диссертация Собянина

Критика

В статье «Редактура по линии партии» издания «Новая газета. Европа», чья деятельность признана в России нежелательной, сообщалось о сокращении статьи РУВИКИ, посвящённой Сергею Собянину. Из неё, по утверждению автора, был безосновательно удалён раздел «Диссертация и обвинение в плагиате».

Факт

Данный раздел был удалён, поскольку Сергей Собянин не защищал докторскую диссертацию. Заявления общества «Диссернет» о якобы имеющихся заимствованиях в монографии мэра Москвы не являются авторитетными, поскольку вопросами государственной аттестации научных работ занимается Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (ВАК). РУВИКИ чётко придерживается правил написания биографий, согласной которым «спорный материал о живущих (или умерших не более года назад) людях без источников или недостаточно сильными источниками — негативного, позитивного, нейтрального или просто сомнительного характера — следует удалять немедленно и без обсуждения». Аналогичные требования при создании материалов действуют и в Википедии.

Примечания

  1. Роскомнадзор заблокировал сайты изданий «Вот так» и «Интерфакс-Украина», РБК. Дата обращения: 10 апреля 2024.
  2. Конституция Российской Федерации с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года - Российская газета. Российская газета. Дата обращения: 10 апреля 2024.
  3. 1 2 Несвободная энциклопедия. Как в российском аналоге "Википедии" переписали главы. https://t.me/s/vottaktv (4 апреля 2024). Дата обращения: 5 апреля 2024.
  4. Минюст закрыл 15 представительств иностранных НКО в России, РБК. Дата обращения: 5 апреля 2024.
  5. МВД назвало число пострадавших от домашнего насилия женщин, Известия (25 ноября 2019). Дата обращения: 9 апреля 2024.
  6. ГП: сумма исков в защиту прав граждан составила около 30 млрд рублей, РИА Новости (02.03.2020). Дата обращения: 9 апреля 2024.
  7. Верховный суд разрешил острые дискуссии в Сети - Российская газета, Российская газета (28 октября 2021). Дата обращения: 9 апреля 2024.
  8. 1 2 Теракт в «Крокус Сити Холле». https://ru.wikipedia.org. Дата обращения: 9 апреля 2024.
  9. СК РФ нашел новые данные о связи между терактом в "Крокусе" и проведением СВО - Российская газета, Российская газета (5 апреля 2024). Дата обращения: 5 апреля 2024.
  10. Трепова сообщила, что выполняла задания кураторов в расчете на переезд на Украину, TACC. Дата обращения: 5 апреля 2024.
  11. В ФСБ заявили о планах террористов из «Крокуса» прорваться на Украину, РБК. Дата обращения: 9 апреля 2024.
  12. МИД РФ назвал фейком новость о неверии окружения Путина в причастность Украины к теракту, TACC. Дата обращения: 9 апреля 2024.