Налоговый кодекс Российской Федерации

Pause

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)[1] — кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации. Он гарантирует стабильность налоговой системы и обеспечивает равномерное распределение налоговых обязательств среди населения и бизнеса. Кодекс также служит средством государственного контроля за экономическими процессами, в связи с чем постоянно обновляется за счёт внесения новых поправок и дополнений[2]. Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов). В разработке первой части Налогового кодекса принимало участие агентство Агентство США по международному развитию (США).

Общие сведения
Что важно знать
Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая
Вид федеральный закон
Государство
Номер 146-ФЗ
Принятие Государственной Думой 16 июля 1998
Одобрение Советом Федерации 17 июля 1998
Подписание Президентом России Борисом Ельциным 31 июля 1998
Вступление в силу 1 января 1999
Первая публикация «Собрание законодательства Российской Федерации», 3 августа 1998, № 31
Действующая редакция от 28 июня 2022
Электронная версия
Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая
Вид федеральный закон
Государство
Номер 117-ФЗ
Принятие Государственной Думой 19 июля 2000
Одобрение Советом Федерации 26 июля 2000
Подписание Президентом России Владимиром Путиным 5 августа 2000
Вступление в силу 1 января 2001
Первая публикация «Собрание законодательства Российской Федерации», 7 августа 2000, № 32
Действующая редакция от 14 июля 2022
Электронная версия

Первая часть

Первая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 года, вступила в силу с 1 января 1999 года. Устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:

  • виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть

Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года, вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.

Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса. Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.

История

С 1 января 2001 года вступили в силу лишь четыре главы Кодекса, которыми установлены[3]:

С 1 января 2002 года введены:

С 1 января 2003 года введены также:

В июне 2003 года введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим).

С 1 января 2004 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

С 1 января 2005 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

С 1 января 2015 года введены глава 32 Налогового кодекса РФ, которая регулирует налог на имущество физических лиц, и глава 33, которой введен торговый сбор.

С 1 января 2022 года местные налоги сборы могут вводиться не только муниципальными образованиями, но и федеральными территориями России.

В январе 2026 года Конституционный Суд признал неконституционным пункт 2 статьи 214.10 НК РФ в части произвольного определения дохода при мене жилья, установив порядок уплаты НДФЛ только с разницы стоимостей объектов, с использованием рыночной стоимости при отсутствии кадастровой[4][5].

4 июля 2026 года подписан Федеральный закон № 218-ФЗ, направленный на поддержку нефтеперерабатывающих заводов[6]. Законом предусмотрены следующие основные меры:

  • продление соглашений о модернизации НПЗ до конца 2026 года с сохранением права на обратный акциз[6];
  • введение налоговых вычетов по акцизу для малых и средних НПЗ[7];
  • увеличение коэффициента компенсации (демпфера) при импорте бензина из стран ЕАЭС и дизельного топлива из Белоруссии до 0,9[6][8].

С 1 августа 2026 года налоговые уведомления на уплату имущественных налогов и исчисленного НДФЛ автоматически направляются через портал «Госуслуги» пользователям с подтверждённой учётной записью в ЕСИА[9].

С 1 сентября 2026 года вступают в силу изменения в Налоговый кодекс (Федеральный закон от 26 июня 2026 года № 201-ФЗ), основные нововведения[10]:

  • введение добровольных авансовых уведомлений по НДФЛ и страховым взносам на несколько периодов вперёд до конца текущего года, при этом суммы НДФЛ можно разбивать на два периода каждого месяца (с 1-го по 22-е число и с 23-го по последнее число)[11][12];
  • введение новых правил зачёта страховых взносов (не позднее 3-го числа при наличии положительного сальдо) и списания средств с ЕНС[13];
  • зачёт средств на чужой ЕНС допускается только при наличии у получателя налоговой задолженности, а при её отсутствии средства автоматически возвращаются на счёт отправителя[14][15];
  • изменение расчёта штрафов;
  • появление налогового вычета по расходам на добровольное страхование жизни (для договоров от 10 лет);
  • увеличение максимальной суммы вычета на долгосрочные сбережения для родителей с 400 до 500 тысяч рублей[16].

Правоприменительная практика

Поводом для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям (ст. 198—199.2 УК РФ) могут служить исключительно материалы, направленные налоговыми органами в следственные органы. Судебная практика допускала возбуждение дел при получении материалов в рамках различных процедур, включая как направление сведений по истечении 75 рабочих дней с момента вынесения решения (п. 3 ст. 32 НК РФ), так и оперативное информирование о признаках преступлений (п. 3 ст. 82 НК РФ)[17].

В мае 2023 года Генеральная прокуратура выпустила разъяснение о недопустимости подмены требований статьи 32 положениями статьи 82 НК РФ. Ведомство указало, что материалы должны направляться следователям только после вступления решения налогового органа в законную силу[18].

Согласно правовой позиции Верховного Суда, выраженной в Определении от 26 мая 2026 года, возбуждение уголовного дела признаётся законным только при наличии вступившего в силу решения налогового органа и истечении 75-дневного срока на добровольную уплату недоимки[19][20].

Примечания

  1. ↑ Сокращение не является официальным и не закреплено в законодательстве России, но часто используется в различных документах, в том числе в судебных актах и нормативно-правовых актах.
  2. ↑ Что такое Налоговый кодекс: функции, цели и задачи, РБК (14 января 2025). Дата обращения: 8 апреля 2025.
  3. ↑ Налоговый кодекс Российской федерации (НК РФ) - часть первая и вторая, структура. (рус.). Банки.ру. Дата обращения: 21 июля 2026.
  4. ↑ Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.2026 № 1-П о налогообложении НДФЛ при мене недвижимо. Zakon.ru (9 февраля 2026). Дата обращения: 20 июля 2026.
  5. ↑ КС РФ изменил правила расчета НДФЛ при мене жилья. Klerk.ru. Дата обращения: 20 июля 2026.
  6. ↑ 1 2 3 Путин подписал поправки в Налоговый кодекс для поддержки НПЗ. Российская газета (4 июля 2026). Дата обращения: 24 июля 2026.
  7. ↑ Власти меняют Налоговый кодекс для стабилизации рынка топлива. TKS.ru (6 июля 2026). Дата обращения: 24 июля 2026.
  8. ↑ Совфед одобрил поправки в Налоговый кодекс для поддержки НПЗ. РИА Новости (24 июля 2026). Дата обращения: 24 июля 2026.
  9. ↑ О направлении налоговых уведомлений через Госуслуги с 1 августа 2026 года. Федеральная налоговая служба. Дата обращения: 1 сентября 2026.
  10. ↑ Федеральный закон от 26.06.2026 № 201-ФЗ. Гарант (26 июня 2026). Дата обращения: 27 августа 2026.
  11. ↑ О порядке подачи уведомлений по НДФЛ с 1 сентября 2026 года. Федеральная налоговая служба. Дата обращения: 1 сентября 2026.
  12. ↑ О сроках подачи сводных уведомлений по налогам и взносам. Федеральная налоговая служба. Дата обращения: 1 сентября 2026.
  13. ↑ Очередность списания налогов с ЕНС с 1 сентября 2026 года. Контур.Экстерн. Дата обращения: 1 сентября 2026.
  14. ↑ Особенности перечисления средств на ЕНС третьего лица. Федеральная налоговая служба. Дата обращения: 31 августа 2026.
  15. ↑ Изменения в правилах распоряжения ЕНС в пользу третьих лиц. Федеральная налоговая служба. Дата обращения: 31 августа 2026.
  16. ↑ ФНС России разъяснила изменения в НК РФ, вступающие в силу с 1 сентября 2026 года. Федеральная налоговая служба. Дата обращения: 27 августа 2026.
  17. ↑ Как теперь возбуждают уголовные дела по налогам: разъяснения Пленума ВС РФ от 23.12.2025. Vegas Lex. Дата обращения: 14 августа 2026.
  18. ↑ Генпрокуратура разъяснила порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Коммерсантъ. Дата обращения: 14 августа 2026.
  19. ↑ ВС РФ: возбуждение уголовного дела по налоговым преступлениям возможно только после решения налогового органа и 75 дней. Клерк.ру. Дата обращения: 14 августа 2026.
  20. ↑ ВС РФ запретил возбуждать налоговые дела до истечения 75-дневного срока. Mercora.ru. Дата обращения: 14 августа 2026.

Дополнительно по теме

Pause